Режиссёр Анна Осипенко: «Свадьба в Малиновке» – одна из любимых советских комедий.

svadba_v_malinovke_odna_iz_lyubimyx_sovetskix_komedij_anna_osipenko svadba_v_malinovke_odna_iz_lyubimyx_sovetskix_komedij_anna_osipenko

О первой премьере сезона в Театре музыкальной комедии — спектакле «Свадьба в Малиновке», а также о том, как фестиваль «Оперетта-парк», прошедший этим летом в Гатчине, внес изменения в творческие планы театра, рассказывает режиссер Анна Осипенко.

— Спектакль «Свадьба в Малиновке» был представлен силами театра в рамках фестиваля «Оперетта-парк». Вспоминая показанную два года назад в условиях опенэйра оперетту «Холопка», можно было ожидать, что и эта акция будет носить разовый характер. Но театр принял решение включить постановку в текущий репертуар. Почему так произошло и какие изменения ожидают спектакль при его переносе в условия стационара?

— Линия советской оперетты в репертуаре Театра музыкальной комедии уже сформирована: есть спектакли «Женихи», «Бабий бунт», «Севастопольский вальс». «Свадьба в Малиновке» — одна из любимых советских комедий, герои которой в исполнении прекрасных артистов уже давно стали нам родными. Опыт показа на фестивале доказал, что и зрители, и артисты рады встрече с любимыми персонажами. Конечно, для театра будут сделаны изменения: готовится новая сценография, потому что в Гатчине основной декорацией служили дворец и природный ландшафт. Естественно, вывести на сцену лошадей, которые участвовали в показе на пленэре, мы не сможем. Но эффектные трюки в исполнении каскадеров останутся. Продолжится сотрудничество и с танцевальным коллективом, виртуозно исполняющим народные танцы. А поклонников театра ждет встреча с любимыми артистами в новых образах, потому что для регулярного проката мы готовим не один состав исполнителей.

— Все ли задуманное удалось реализовать на фестивале или по каким-то причинам пришлось вносить коррективы и отказываться от первоначальных планов, как, например, когда по погодным условиям не состоялся полет воздушного шара во время первого выступления в Гатчине в 2016 году?

— Залог успеха выступления под открытым небом — хорошая погода. Так было, когда мы показывали «Свадьбу в Малиновке»: закатное солнце, потрясающие природные пейзажи и музыка над озером — все вместе создало удивительную атмосферу и задало хороший настрой выступлению артистов. Что, естественно, было сразу подхвачено зрителями. Спектакль прошел на подъеме. А на следующий день, когда был «Мистер Икс», дождь лил с самого утра не переставая. Пришлось срочно перестраивать мизансцены. В первую очередь мы вынуждены были отказаться от малой сцены, размещенной среди зрительских рядов. Над ней не было навеса, и работать на мокром, скользком планшете было нельзя. Поскольку в спектакль была интегрирована цирковая линия в исполнении профессиональных артистов цирка, требовалось принять решение, как можно выйти из положения с минимальными потерями. Ведь выступление на мокрых лестницах и трапециях было сопряжено с огромным риском. Но артистам, которые полгода готовились к этому проекту, важно было «отдать» зрителям все. Поэтому они выполнили все запланированные трюки. И огромное спасибо зрителям, не покинувшим зал, несмотря на проливной дождь!

— В рамках фестиваля вы осуществили постановку двух спектаклей и концерта, объединив творческим замыслом более трехсот человек. Что подпитывало и помогало в подготовке этого марафона оперетты?

— Главным образом — интерес, особый азарт: соединить творческие ресурсы всех приглашенных коллективов — и танцевальных, и цирковых, и всадников, и каскадеров, и волонтеров-аниматоров, которые встречали зрителей перед спектаклем, — но не на уровне вставных номеров или спецэффектов, а в едином контексте. Чтобы приглашенные артисты стали действующими лицами всего спектакля от начала до конца. А основная сложность заключалась в том, чтобы за один день до показа зрителям соединить на одной сцене все пазлы каждой фестивальной постановки. Со всей ответственностью могу сказать, что каждый спектакль фестиваля — это только вершина «постановочного айсберга». Мы много и очень серьезно работали со всеми участниками будущих спектаклей почти полгода. И то, что все получилось, — итог именно этой большой командной работы. Надо сказать, что в этом году у нас возникло ощущение настоящего партнерства с дворцом. Если на выпуске «Холопки» мы еще присматривались друг к другу, то на фестивале уже было практически полное взаимопонимание между всеми службами. Мы учли много технических аспектов, которые были опробованы на нашем первом выступлении, и, конечно, продолжаем работать и над комфортом зрительского комплекса, и над творческим многообразием фестиваля. А вообще из Гатчины мы разъезжались, сроднившись, как после смены в пионерском лагере.

— Открывая новый сезон Театра музыкальной комедии, генеральный директор Юрий Шварцкопф объявил о том, что театр надеется в июле 2018 года провести второй фестиваль «Оперетта-парк». Какие спектакли думаете показать в Гатчине в новом сезоне?

— Мне бы хотелось видеть в афише фестиваля музыкальную комедию «Сорочинская ярмарка» и оперетту «Фраскита». Причем есть даже мысли освоить новую парковую площадку: «Сорочинскую ярмарку» показать на уже опробованной сцене у стен дворца, а «Фраскиту», если позволят обстоятельства, перенести на сцену паркового амфитеатра. Это уникальное сооружение, возведенное по проекту архитектора Николая Львова для рыцарских увеселений Павла I. Его достаточно широкая арена, на которой устраивались знаменитые рыцарские карусели, позволяет выстроить круговой сценический планшет, окружив его зрительскими секциями. Таким образом, можно организовать сценическое действие по кругу. И, конечно, именно такая площадка подсказала выбор материала: «Фраскита» — это опереточная «Кармен». Надеюсь, что наши творческие идеи будут поддержаны руководством ГМЗ «Гатчина» и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, и проект «Оперетта-парк» получит продолжение.

Записала Дина Калинина

Инфоскоп #240 сентябрь 2017

© 2020 Анна Осипенко — контакты