«Этой ночью навсегда твоей я буду»: о главной премьере сезона в карельском Музтеатре.

«Весь мир — театр». Шекспировская фраза лучше всего подходит к тому, что происходит в опере «Паяцы», премьера которой прошла в Музыкальном театре Карелии. Спектакль получился очень эффектным, воздействующим на публику и музыкой, и актерским исполнением, и трюками, и фантастическим визуальным наполнением.

В Музыкальном театре Карелии прошла главная премьера сезона. 18 и 19 марта зрителям представили оперу Руджеро Леонковалло «Паяцы» в постановке главного режиссера театра Анны Осипенко. Музыкальный руководитель и дирижер оперы — Михаил Синькевич. Вполне вероятно, что постановка станет одной из самых популярных в репертуаре — спектакль получился динамичным, ярким, эффектным.

Прием «театр в театре» — та ловушка для зрителей, которая срабатывает всегда: и в драматическом театре, и в музыкальном, и в комедии, и в трагедии, и в хорроре. Гамлет придумал свою «Мышеловку», чтобы разоблачить убийцу отца. Комедия положений «Шум за сценой» основана на комичных пересечениях жизни на сцене и вне ее. Фильмы ужасов научили нас не доверять слишком веселым клоунам.

Руджеро Леонкавалло — «Паяцы». Режиссёр-Постановщик — Анна Осипенко. Фотограф — Виталий Голубев.

Сюжет оперы «Паяцы» целиком построен на приеме, где страсти, предусмотренные в балаганном представлении, многократно увеличивают дополнительные любовные линии из жизни. Комедия, которую разыгрывают перед деревенской публикой Коломбина, Арлекин, Паяц и Таддео, превращается в драму с кровавой развязкой. Если главные герои выступают в двух образах — актера и своего персонажа в комедии, то у Тонио — три роли. В Прологе он выступает от автора, рассказывая о природе театра, о жизни актеров в маске и под маской.

Из пяти главных героев спектакля четверо испытывают сильные любовные переживания. В центре интриги оказывается красавица Недда (она же Коломбина в спектакле). Интрига не сложная: у красавицы есть ревнивый муж Канио (Паяц), которому завидует коллега по театру Тонио (в представлении — Таддео), желающий тоже обладать Неддой, а сама она собирается сбежать с любовником Сильвио, жителем той деревни, куда с гастролями приехал театр («Этой ночью навсегда твоей я буду»). Между любовных линий оказывается Пеппе (он же Арлекин). Во время представления ревнивый муж сводит счеты с изменницей и ее любовником, но публика, которая пришла на представление, принимает развязку как театральный ход. «La commedia e finita», — произносит Тонио. Он потрясен. Балаганная форма комедии dell`arte в опере Леонкавалло соединяется с настоящей трагедией, и это производит сильное впечатление на зрителей.

Руджеро Леонкавалло — «Паяцы». Режиссёр-Постановщик — Анна Осипенко. Фотограф — Виталий Голубев.

Хореограф Анна Белич и ее ассистент Вадим Харитонов создали интересное пластическое выражение коллизий балаганной комедии. Известно, что Анна Белич специализируется на постановке хореографии и пластики в технике Декру. Движения Коломбины, Арлекина и Таддео, разыгрывающих представление про адюльтер и курицу, нарочно механистичны, создается впечатление, что тело двигается как на шарнирах. Технику Эжена Декру Анна Белич изучала в Париже, а также брала у уроки у Арианы Мнушкиной, создавшей Театр Дю Солей.

Художники-постановщики Мария Лукка и Александр Мохов придумали эффектное и соответствующее жанру сценографическое решение. Театр, где разыгрываются страсти, построен прямо на сцене. Поворотный круг представляет нам его с разных сторон. Артисты хора — публика, которая пришла на представление. Где-то среди них есть наш коллега — оператор «Сампо ТВ 360°» Владимир Волотовский в черном костюме с надписью Staff. Он в реальном времени снимает определенные сцены на камеру. Трансляция крупных планов идет почти без перерыва. Периодически камера оказывается у Тонио, а ближе к финалу мы наблюдаем, как Канио превращается в Паяца, накладывая себе грим, и выражение его лица не сулит ничего хорошего.

Режиссер Анна Осипенко делает всё, чтобы у публики не было шансов расслабиться. Действие разворачивается стремительно, часто несколько событий происходят одновременно в разных точках площадки. Нужно приспособиться смотреть так, чтобы, по возможности, ничего не упустить, включая бегущую строку с переводом текста арий и речитативов с итальянского на русский. Отдельное впечатление производит работа художника по свету Стаса Свистуновича. В спектакле есть свои «голубые» и «розовые» периоды. Свет подчеркивает контрасты переходов от комедии до трагедии, от трюков к реальным страстям.

Руджеро Леонкавалло — «Паяцы». Режиссёр-Постановщик — Анна Осипенко. Фотограф — Виталий Голубев.

В программке заявлены три состава исполнителей оперы. В нашем случае в роли Канио был Антон Халанский — солист, приглашенный из Мариинского состава. (В другой веристской опере «Сельская честь» он исполнил роль Туридду). В роли его жены Недды была Дарья Батова, Павел Назаров исполнил роль Тонио, Чингиз Кадыров — роль Пеппе, а Вячеслав Хавренок — Сильвио.

Павел Назаров проявляет себя в спектакле не только как хороший солист, но и как талантливый комедийный актер. Его реприза с курицей, где мимоходом пародируется ариозо Канио Recitar, одна из самых известных арий в мировой опере, — отдельный цирковой номер. Интриган Тонио — пружина драматической составляющей оперы «Паяцы», он умудряется быть одновременно в разных местах, он всё видит, слышит и передает Канио. Канио в исполнении Антона Халанского — могучий человек с добрым лицом. Он похож на атлета, способного любого уложить на обе лопатки, но заставить жену добровольно произнести имя возлюбленного, он не может.

Партия Недды сложная, она предназначена для крупного драматического сопрано. Недду, к примеру, исполняли Мария Каллас и Монтсеррат Кабалье. И Наталья Ландовская, которую мы видели на генеральном прогоне, и Дарья Батова, сыгравшая Недду на первой премьере, очень выразительны.

Руджеро Леонкавалло — «Паяцы». Режиссёр-Постановщик — Анна Осипенко. Фотограф — Виталий Голубев.

Арлекин (Чингиз Кадыров) пытается спасти ситуацию в комедии с Коломбиной. Он единственный персонаж, вовлеченный в любовную интригу только в сценическом варианте. Его непосредственная реакция помогает нам лучше понять происходящее. Дуэттино Арлекино и Коломбины об ужине и вине сопровождается яркой репризой. Комизм здесь достигает нужного градуса, чтобы очень скоро обрушиться ревностью и местью Канио.

Режиссер Анна Осипенко выстраивает действие так, чтобы у публики в зале (и на сцене) возникло полное ощущение реальности происходящего. Так, цирковые номера здесь исполняют профессиональные трикеры — спортсмены, соединяющие движения из боевых искусств, гимнастики, капоэйры, брейк-данса для создания композиций из вращений в разных плоскостях. Их мастерство мы уже видели в опере «Алеко». Спортсмены-трикеры здесь ловко дублируют главных персонажей фарса: Коломбину, Арлекина, Паяца. Получается такой «театр в кубе».

Нередко оперу «Паяцы» в разных театрах исполняют вместе с оперой Масканьи «Сельская честь». Обе оперы наиболее ярко и эффектно представляют идею веризма — направления в искусстве конца XIX века, принципом которого стало натуралистически правдивое изображение жизни. В репертуаре Музыкального театра Карелии теперь есть обе эти оперы. Они поставлены с таким размахом, что требуют отдельного исполнения. Следующее представление оперы «Паяцы» пройдет на сцене Музыкального театра Карелии 15 апреля.

Анна Гриневич. Журналист, замредактора газеты «Карелия»

rk.karelia.ru

© 2020 Анна Осипенко — контакты