«Десять невест» композитора Зуппе

Театр музыкальной комедии к 8 Марта предъявил зрителям поставленную женщинами премьерную оперетту про женщин, играют и поют которую почти исключительно женщины.

«Десять невест и ни одного жениха» по сюжету тяготеет если не к мыльной опере, то к житейскому анекдоту. Отставной военный дирижёр решает избавиться хотя бы от одной из своих перезрелых дочерей-невест, но по невероятному совпадению в женихи попадает… единственный сын бедолаги отставника.

Действие явно не имеет отношения к XIX веку, когда была написана оригинальная оперетта: историческое время уморительных событий в доме дирижёра Жюля вообще трудно определить. Да это и не важно: театром верно решено главное — извечную, безвременную женскую тему замужества отдали в руки женщине, режиссёру Анне Осипенко. Сочетание её изобретательности с удивительно мелодичной, но при этом обладающей изысканной чёткостью музыкой Франца Зуппе на выходе породило тонкую самоиронию в каждой из одиннадцати исполнительниц (десять дочерей плюс гувернантка). В спектакле заняты звёзды Театра музкомедии: вокалистки Татьяна Таранец, Ольга Лозовая, Елена Забродина, Светлана Лугова, Екатерина Попова, Валентина Свиридова, Марина Уланова, Валентина Михайлова, Татьяна Веремей и примкнувшая к ним артистка балета Наталья Кудинова.

Разнохарактерное бабье царство, состоящее из «порядочных, но немного творческих» стерв, воображающих себя греческими богинями (недаром имя их несостоявшегося жениха — Парис!), на самом деле тяготеет к шабашу соревнующихся меж собой ведьм. Их смелые пике в подвенечных платьях то и дело можно наблюдать на прозрачном занавесе (за анимацию и проекции в постановке отвечает Анастасия Андреева): ни дать ни взять полёт валькирий, одуревших в поисках своих крылатых коней мужского пола. Надо отдать должное и сценографу Елене Немчаниновой, которая умудрилась и классические свадебные платья создать, и передать реальную разношёрстность семейного бабьего коллектива сначала в нелепых, якобы модных нарядах старых дев, потом в аляповатых претенциозных стилизациях под греческие туники.

Гувернантка Луиза (Оксана Крупнова), в отличие от безвкусных барышень, за которых ей приходится отвечать, одета с шиком, подчёркивающим её великолепную фигуру. Блестящие молнии на ярко синем платье не бездействуют, а вовремя превращаются в соблазнительные разрезы. Постоянно покупающийся на эти заигрывания отец семейства в исполнении обожаемого публикой Владимира Яковлева млеет и мечтает сам жениться на молоденькой…

Неунывающего бонвивана и романтика Жюля Яковлев играет, как всегда, с полной отдачей, умудряясь между сложнейшими каскадами танцевальных коленец (балетмейстер Михаил Чайкасов) выдавать свой характерный вокал, без которого нынче уже трудно представить Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Впрочем, в превосходной степени приходится говорить обо всех исполнителях, включая Владимира Садкова, играющего попавшего в ощип Париса. Причём ему помимо исполнения своей вокальной партии активно приходится подыгрывать Яковлеву в ключевой истории спектакля — про любовные неурядицы многодетного отца. Неоднократно сыгранная мужчинами пантомима про рождающихся одна за другой дочек (и все от разных матерей!), сопровождаемая многочисленными повторами текста, вносит в спектакль элемент сказочности. А как известно, у сказки должен быть счастливый конец! Правда, любовь Луизы достанется сыну, а не утратившему пылкость юности отцу, но зато любовь публики обласкает всех сполна. Такой уж благодарный жанр оперетта…

«Невское время», Екатерина Омецинская

© 2020 Анна Осипенко — контакты