Анна Осипенко: «Есть необходимость иметь близкого человека»

Десять невест

Page 1 of 2

В последний день зимы 28 февраля в Театре Музыкальной Комедии состоится, кажется, самая весенняя премьера этого театрального сезона — оперетта Франца Зуппе «Десять невест и ни одного жениха». Vashdosug побеседовал с режиссером спектакля Анной Осипенко и выяснил, в чем заключается изюминка постановки, почему оперетта Зуппе до сих пор актуальна и в чем особенность современной культуры.

— Всегда интересно, почему режиссер выбирает для постановки то или иное произведение…

— Изначально, мы ставили эту оперетту с Михаилом Чайкасовым (балетмейстер постановки — прим. VD) в Казахстане. Тогда мы искали материал, который можно поставить с небольшой труппой. И когда натолкнулись на оперетту Зуппе, сама ситуация, изложенная в этом произведении, мне показалась знакомой: там десять дочерей, а у нас в семье было четыре дочери. Говоря иначе, сама история мне была симпатична.

— Сюжет оперетты, как можно догадаться из названия, про десять девушек, которые страстно желают выйти замуж. Насколько в наш эмансипированный век это звучит современно?

— Нам показалось, что эта история актуальна. Например, у меня очень много молодых подруг, которые состоялись в карьере, занимают высокие посты, зарабатывают деньги, всем обеспечены, ходят в театры, занимаются саморазвитием, но, к сожалению, не замужем. И как-то не складывается. Это довольно часто встречающаяся в современном мире история. Флешмобы невест, которые часто проходят в нашем городе, только подтверждают мою мысль.

— А с чем связана, как вам кажется, такая ситуация?

— Думаю, проблема, прежде всего, в тех нравах, в тех условиях, которые на данный момент сложились в нашем обществе. У нас проблемы с институтом семьи. Если говорить глубже, то это начинается с каких-то философских вещей. Новая система мышления (мышление короткими отрезками, короткими связями), изменение идеологии, навязывание обществом потребления своих идеалов — все это формирует определенные ценности. Сейчас, к примеру, есть традиция свободных, пробных браков, распространен гражданский брак. Это свидетельствует об инфантильности общества. Неумение нести ответственность за человека, за свою страну. Это культура потребления, после нас — хоть потоп! Но вместе с тем, все равно у людей есть потребность в идеалах. И есть необходимость иметь близкого всепонимающего человека. Человека, не просто который рядом, а который по-настоящему близкий.

— Вы сейчас говорите про ситуацию в целом. А по сюжету оперетты у женщин выбора как такового нет, зато он есть у мужчины. Что остается делать женщине? Ждать, когда выбор падет на нее?

— У нас спектакль делится на два акта. Первый акт можно условно назвать мужским. В нем женщина более активна, а значит — и сильнее внутренне. Она более яркая, более эмансипированная. Мужчина попадает в такую ситуацию, когда он оказывается в тупике.. И его, конечно, это подавляет. А во втором акте мы демонстрируем индивидуальные портреты каждой женщины, и становится понятно, что они в таком положении находятся не потому, что они плохие, агрессивные и тому подобное. Дело в том, что в каждой живет глубоко скрытое нереализованное желание любить, быть матерью и т. д. А поскольку это уже так давно копилось, они выдают все это агрессивной реакцией на одного человека.

— Что объединяет героинь уже понятно. А в чем их различие?

— Каждая героиня — это определенный психотип. У каждой есть прообраз какой-то богини. И соответственно у каждой есть ведущая черта характера. И, конечно, это подано в немножко комическом ключе. Есть, например, Аура, богиня воздуха и ветра, которая немного легкомысленна. Есть богиня любви Афродита. Есть богиня охоты Артемида, девушка с феминистскими взглядами. У всех есть доминирующая черта характера, которая им мешает обрести любовь.

— Больше на драму похоже…

— Это, прежде всего, комедия положений. Там очень много смешных ситуаций, забавных путаниц, сама по себе пьеса очень хороша. Сюжет очень симпатичный, очень легкий, очень смешной.

— В описании спектакля сказано, что в его художественном решении использовано два стиля — ампир и грандж. Не зная, как будет выглядеть спектакль, посмею предположить, что эти стили не так уж и просто сочетаются — ведь их можно назвать чуть ли не противоположными.

— Дело в том, что оперетта изначально писалась как комический парафраз на классический сюжет. И конкретно «Десять невест…» были написаны Францем Зуппе как парафраз на античный миф «Суд Париса или Яблоко раздора». В этом мифе земному смертному мужчине надо было выбрать из трех прекраснейших богинь одну самую прекрасную. Даже главного героя зовут Парис. Другими словами, у нас присутствует в спектакле четкая отсылка к мифологии Древней Греции. И понятно, что это связано с таким стилем, как ампир. Что касается гранджа — то место действия перенесено в современный мир, в фотостудию. Актрисы одеты в современные платья. Но эта студия оформлена так, как часто сейчас оформляют арт-пространства, в стиле, сочетающем в себе андеграунд и классицизм. Когда, например, на фоне кирпичной стены стоит роскошная античная ваза. У нас в спектакле происходит органичное соединение нового и старого.

Страницы:
  • 1
  • 2

© 2020 Анна Осипенко — контакты